Этический кодекс

Утверждаю
директор ТОО «Макенбаева»
__________ Макенбаева А.К.
«05» января 2020 год

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ТОО «МАКЕНБАЕВА»
НА 2020- 2023 ГОДЫ

Содержание
Введение ………………………………………………………………………………………3
1. Общие положения ……………………………………………………………………………….4
2. Медицинский работник и общество …….………………………………………………..4
3. Медицинский работник и пациент ………………………………………………………..5
4. Коллегиальность медицинских работников ……………………………..……………….6
5. Врачебная тайна ………………….……………………………………………………….7
6. Пределы действия этического кодекса, порядок его пересмотра
и ответственность за его нарушения ………………………………………………………..7

ВВЕДЕНИЕ
Миссия
Мы сохраняем самое ценное – здоровье!

Видение
Центр семейного здоровья ТОО «Макенбаева» – это динамически развивающаяся медицинская организация, гарантирующая пациентам качество, надежность и безопасность медицинских услуг, основанных на лучших традициях отечественной медицины в сочетании с передовыми достижениями мировой медицинской науки и практики.

Цель
Сохранение здоровья пациентов с помощью оказания качественных, надежных и безопасных медицинских услуг на основе солидарности.

Для достижения миссии, видения и цели, мы определяем для себя следующие стратегические задачи:

1. Регулярно проводить мониторинг качества предоставляемых медицинских услуг.
2. Постоянно совершенствовать и модернизировать процессы организации, обеспечивающие качество услуг: качество и культуру обслуживания, систему управления и качество менеджмента.
3. Развитие высококвалифицированных и профессиональных кадровых ресурсов для реализации миссии, целей и задач организации.
4. Развитие материально-технической базы и обеспечение эффективного использования ресурсов.

Ценности
• Пациентоориентированность
• Корпоративная солидарность
• Профессионализм
• Новаторство
• Наставничество
• Толерантность
Наш девиз: Вместе к здоровью!

Статья 1. Общие положения
1.1. Этический кодекс (далее – Кодекс) является документом, определяющим совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при осуществлении профессиональной медицинской деятельности.
1.2. Настоящий Кодекс разработан на основании Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» глава 31, статья 184, ПП № 1189 от «27» ноября 2003 года «Присяга врача Республики Казахстан», «О борьбе с коррупцией», Правилами внутреннего распорядка.
1.3. В понятие Этического кодекса ТОО «Макенбаева» входит выполнение не только функциональных обязанностей согласно должностной инструкции, но и строгое соблюдение правил поведения, основанных на нравственных нормах, принципах милосердия, гуманности и соблюдения интересов пациента.
1.4. Настоящий кодекс имеет обязательную силу для всех работников ТОО «Макенбаева».
1.5. Контроль за соблюдением настоящего Этического кодекса осуществляют непосредственные руководители работника ТОО «Макенбаева».

Статья 2. Медицинский работник и общество
2.1. Главная цель профессиональной деятельности медицинского работника ТОО «Макенбаева» – сохранение жизни человека, профилактика заболеваний и восстановление здоровья, а также уменьшение страданий при неизлечимых заболеваниях.
2.2. Медицинский работник несет всю полноту ответственности за свои решения и действия, для чего он обязан систематически профессионально совершенствовать свои профессиональные знания и умения, навыки и эрудицию.
2.3. Мотивы материальной, личной выгоды не должны оказывать влияния на принятие медицинским работником профессионального решения.
2.4. Медицинский работник должен оказывать свою профессиональную помощь любому в ней нуждающемуся независимо от возраста, пола, расы, национальности, вероисповедания, социального положения, политических взглядов, гражданства и других немедицинских факторов, включая материальное положение.
2.5. Медицинский работник должен добросовестно выполнять взятые на себя обязательства по отношению к учреждению, в котором он работает. Своими действиями укреплять авторитет ТОО «Макенбаева», защищать его интересы, не допускать действий дискредитации работников организации.
2.6. При выполнении должностных обязанностей медицинский работник должен сохранять трезвость и не находиться под воздействием каких-либо средств, вызывающих стойкое пристрастие к ним.
2.7. Медицинские работники, обучающие студентов и молодых специалистов, своим поведением и отношением к исполнению своих обязанностей должны быть примером, достойным подражания.
2.8. Медицинский работник обязан доступными ему средствами (СМИ, интернет-сайты, социальные сети, радиорубка организации, беседы и пр.) пропагандировать здоровый образ жизни, быть примером в соблюдении общественных и профессиональных этических норм.
2.9. Медицинский работник может заниматься какой-либо иной деятельностью, если она совместима с профессиональной независимостью, не унижает достоинства работника здравоохранения и не наносит ущерба пациентам и его профессиональной деятельности.
2.10. Гуманные цели, которым служит медицинский работник, дают ему основание требовать законной защиты его личного достоинства, достаточного материального обеспечения, создания условий для осуществления профессиональной деятельности.
2.11. Медицинские работники должны:
 при назначении лекарств строго руководствоваться медицинскими показаниями и исключительно интересами больного;
 использовать последние достижения медицинской науки, известные ему и разрешенные к применению;
 не должен принимать поощрений от фирм-изготовителей и распространителей лекарственных препаратов, за назначение предлагаемых ими лекарств;
 в случае участия в организационных формах протеста, обеспечить необходимую медицинскую помощь пациентам, находящимся под его наблюдением.
2.12. Право на частную практику медицинского работника регулируется законом.

Статья 3. Взаимоотношения медицинского работника и пациента
3.1. Медицинские работники учреждения обязаны:
 нести ответственность, в том числе и моральную, за обеспечение качественной и безопасной профессиональной помощи пациенту в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями и служебными обязанностями в пределах имеющихся ресурсов;
 уважительно относиться к личности и достоинству пациента, проявлять уважительное и гуманное отношение и к его родственникам. При беседе с пациентом использовать спокойный, ровный тон голоса, обращаться к пациенту только на «Вы»;
 уважать право пациента на личную тайну, с пониманием воспринимать озабоченность родных и близких состоянием больного, но в тоже время работник не должен, без достаточных на то профессиональных причин, вмешиваться в частные дела пациента и членов его семьи.
3.2. Медицинские работникам учреждения запрещено:
 навязывать пациенту свои философские, религиозные и политические взгляды. Личные предубеждения медицинского работника и иные непрофессиональные мотивы не должны оказывать воздействия на выполнение должностных обязанностей;
 игнорировать пациента, который обратился с вопросом или просьбой;
 показывать свою некомпетентность в работе с медицинским оборудованием, и демонстрировать свое превосходство в знаниях перед пациентом;
 разговаривать при пациенте на личные темы, обсуждать других пациентов, а также темы взаимоотношений с коллегами, давать характеристику работы других служб и подразделений;
 вести личные разговоры по телефону (в том числе мобильному) в присутствии пациента;
 оставлять пациента без ответа. Даже если обращение не находится в Вашей компетенции, то выясните, кто обладает нужной компетенцией и сможет ему помочь. Свяжитесь с этим сотрудником, опишите ситуацию. Любую ситуацию необходимо завершить, убедившись, что пациент/родственник пациента получил необходимую профессиональную поддержку.
3.3. Если пациент не способен осознанно выразить свое согласие, его должен выразить законный представитель или лицо, постоянно опекающее пациента.
3.4. Медицинский работник:
 не должен подвергать пациента неоправданному риску, а тем более использовать свои знания в негуманных целях. При выборе любого метода лечения медицинский работник, прежде всего, должен руководствоваться заповедью «Не навреди!»;
 в своей работе обязан руководствоваться законами Республики Казахстан, действующими нормативными документами (медицинскими стандартами), но в рамках этих предписаний, учитывая особенности заболевания, выбирать те методы профилактики, диагностики и лечения, которые сочтет наиболее эффективными в каждом конкретном случае, руководствуясь интересами пациента;
 имеет право отказаться от лечения больного, за исключением случаев неотложной помощи, когда он обязан предпринимать меры, не усугубляющие состояние больного. Только в тех случаях, если уверен, что между ним и пациентом нет необходимого взаимного доверия, если чувствует себя недостаточно компетентным или не располагает необходимыми для проведения лечения возможностями. В этих и подобных случаях медицинский работник должен принять все меры к информированию об этом непосредственного руководителя и порекомендовать больному компетентного специалиста;
 должен уважать право пациента на выбор лечащего врача, учреждения и участие в принятии решений о проведении лечебно-профилактических мер. Добровольное согласие пациента на лечение должно быть осознанным, больной должен быть непременно информирован о методах лечения, о последствиях их применения, в частности, о возможных осложнениях, других альтернативных методах лечения. Проведение лечебно-диагностических мероприятий без согласия пациента разрешено только в случаях угрозы для жизни и здоровья пациента и неспособности его адекватно оценивать ситуацию. Желательно решение в подобных случаях принимать коллегиально. При лечении лиц, страдающих психическими заболеваниями, медицинский работник должен руководствоваться законодательством Республики Казахстан об оказании психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании. При лечении ребенка медицинский работник обязан предоставлять полную информацию его родителям или опекунам, получить их согласие на применение того или иного метода лечения или лекарственного средства;
 обязан, в случае четко выраженного пациентом требования, предоставить ему полную информацию. Пациент имеет право на исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья, но он может от нее отказаться или указать лицо, которому следует сообщать о состоянии его здоровья. Информация может быть скрыта от пациента в тех случаях, если имеются веские основания полагать, что она может нанести ему серьезный вред. В случае неблагоприятного прогноза для больного необходимо проинформировать его предельно деликатно и осторожно, оставив надежду на продление жизни, на возможный благоприятный исход;
 при совершении ошибки или развитии в процессе лечения непредвиденных осложнений, обязан проинформировать об этом пациента, непосредственного руководителя и немедленно приступить к действиям, направленным на исправление вредных последствий.

Статья 4. Коллегиальность медицинских работников
4.1. Моральное право первого руководителя и руководителей подразделений руководить другими работниками требует от них высокого уровня профессиональной компетентности и высокой нравственности.
4.2. Медицинские работники:
 в трудных клинических случаях опытные медицинские работники должны давать советы и оказывать помощь менее опытным коллегам в корректной форме. Но за процесс лечения всю полноту ответственности несет только сам медицинский работник, который вправе принять рекомендации коллег или от них отказаться, руководствуясь при этом исключительно интересами пациента.
 участвуя в экспертизах, консилиумах, комиссиях, консультациях и т.п., медицинский работник обязан ясно и открыто заявлять о своей позиции, отстаивать свою точку зрения, а в случаях давления на него — прибегать к юридической и общественной защите.

Статья 5. Врачебная тайна
5.1. Каждый пациент имеет право на сохранение личной тайны, и врач, равно как и другие лица, участвующие в оказании медицинской помощи, обязаны сохранять врачебную тайну даже после смерти пациента, как и сам факт обращения за медицинской помощью, если больной не распорядился иначе.
5.2. Тайна распространяется на все сведения, полученные в процессе обращения и лечения больного (диагноз, методы лечения, прогноз и др.).
5.3. Медицинская информация о пациенте может быть раскрыта:
– по ясно выраженному письменному согласию самого пациента;
– по мотивированному требованию органов дознания, следствия, прокуратуры и суда;
– если сохранение тайны существенным образом угрожает здоровью и жизни пациента и (или) других лиц (опасные инфекционные заболевания);
– в случае привлечения к лечению других специалистов, для которых эта информация является профессионально необходимой.
5.4. Медицинский работник должен следить за тем, чтобы лица, принимающие участие в лечении пациента, также соблюдали профессиональную тайну.
5.5. Лица, пользующиеся правом доступа к медицинской информации, обязаны сохранять в тайне все полученные о пациенте сведения.
5.6. В процессе научных исследований, обучения студентов и усовершенствования врачей должна соблюдаться врачебная тайна. Демонстрация больного возможна только с его согласия.

Статья 6. Пределы действия этического кодекса, порядок его пересмотра и ответственность за его нарушения
6.1. Медицинское сообщество, которое в лице Этической комиссии ТОО «Макенбаева» имеет право наложить на нарушителя взыскание в соответствии со своим уставом и иными документами.
6.2. Если нарушение этических норм одновременно затрагивает и положения действующего законодательства Республики Казахстан, медицинский работник несет ответственность по закону.
6.3. В конкретных ситуациях может выясниться, что те или иные положения Этического Кодекса допускают неоднозначное толкование. Столкнувшаяся с этим Этическая комиссия оформляет свое толкование решением. Толкование приобретает законную силу после утверждения его в качестве дополнения к Этическому Кодексу.